
|
|
Одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности общества, подрывают доверие к правоохранительным органам, порождают социальную напряженность.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» четко определено понятие коррупции и противодействие коррупции :
1) коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
2) противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
Принятие Национального плана противодействия коррупции, ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию внесли кардинальные изменения в организацию противодействия коррупции в Российской Федерации.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» на органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализация иных полномочий в области противодействия коррупции, установленных федеральными законами.
В целях выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297, а также в целях организации исполнения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органами прокуратуры Ростовской области организована и на постоянной основе продолжает осуществляться антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, оцениваются на коррупциогенность их проекты.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В 2013 году прокуратурой района проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 350 НПА и их проектов, принятых представительными и исполнительными органами местного самоуправления Октябрьского района.
В ходе антикоррупционной экспертизы за отчетный период выявлено 9 НПА, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы. С целью устранения выявленных нарушений закона на указанные НПА принесено 9 протестов, которые удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.
Кроме того, направлено в органы местного самоуправления 30 отрицательных заключений на изученные проекты нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, которые были учтены при их окончательном принятии.
Наряду с указанной работой прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законов о противодействии коррупции подвергается анализу деятельность муниципальных органов в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд, распоряжения муниципальной собственностью, муниципальной службы и иного законодательства о противодействии коррупции. В ходе проведенных проверок в этих сферах по выявленным нарушениям законов прокуратурой района принимались исчерпывающие меры реагирования. Так, проверкой администрации Красюковского сельского поселения было выявлено, что главный бухгалтер администрации поселения не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения указанной должности. На выявленное нарушение прокуратурой района был направлен в районный суд иск об обязании главы Красюковского сельского поселения расторгнуть трудовые отношения с ней, требования которого ответчиком удовлетворены в добровольном порядке. Также установлены факты предоставления недостоверных сведений о доходах, уклонения от прохождения от обязательной медицинской диспансеризации, ненадлежащего формирования и ведения личных дел муниципальных служащих. В целях понуждения к устранению указанных нарушений законов прокуратурой было предъявлено в суд 11 исковых заявлений, которые удовлетворены в полном объеме. Помимо изложенного прокуратурой района в истекшем периоде 2013 года выявлялись нарушения требований законов работниками территориального органа Пенсионного фонда России, в части предоставления работодателю сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, в ходе проверки был выявлен факт наличие у одного из работников Пенсионного фонда около 1 млн. акций ОАО «Энергосбыт «Ростовэнерго», ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», которые вопреки закону о противодействии коррупции в доверительное управление им не переданы. Более того, в справке о своих доходах им не отражены доля участия в акционерных обществах, сведения о договорах или актах, послуживших основанием для приобретения вышеуказанных акций.
Анализом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных другими работниками данного органа Пенсионного фонда России, также вскрыты факты представления недостоверных сведений. Так, в справках о доходах не отражены вид и валюта имеющихся счетов, сведения о банковских счетах, на которые перечисляется заработная плата, основания пользования занимаемым жилым помещением. Нарушения законности выявлены в деятельности самого руководства органа Пенсионного фонда при принятии решения о привлечении подчиненных работников к дисциплинарной ответственности. Так, согласно Положению о премировании работники данного органа Пенсионного фонда, привлеченные к дисциплинарной ответственности, подлежат лишению премии за расчетный период, в котором было наложено взыскание.
В нарушение данного локального нормативного акта в 2012 и 2013 годах привлеченные к дисциплинарной ответственности работники данного органа Пенсионного фонда были лишены премий лишь на 12,5%. Указанные факты не только не способствуют укреплению трудовой дисциплины, но и содержат завуалированную форму коррупционных проявлений. По данному факту прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, незаконно выплаченные денежные средства возвращены. В качестве другого примера стоит отметить результаты прокурорской проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Октябрьская станция по борьбе с болезнями животных», выявившей факты нарушения законов о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Изучением деятельности данного учреждения в рассматриваемой сфере вскрыты факты длительного неразмещения на официальном сайте в сети Интернет планов-графиков размещения заказов на 2012 и 2013 годы, что способствовало ограничению добросовестной конкуренции и нарушении принципа равенства участников гражданских правоотношений.
В связи с этим данное учреждение и его руководитель привлечены к административной ответственности в виде штрафов, а также главный бухгалтер этого учреждения - к дисциплинарной ответственности. Случаи аналогичного характера выявлены в учреждениях муниципальных образований Октябрьского района («Октябрьский район» Ростовской области, «Краснокутское сельское поселение», «Краснолучское сельское поселение», «Алексеевское сельское поселение»), что также нашло свое отражение в актах прокурорского реагирования, внесенных в адрес их руководителей. Всего в истекшем периоде 2013 года прокуратурой района в ходе осуществления надзора в указанной сфере на выявленные нарушения федерального законодательства внесено 23 представления, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц, предъявлено в суд 12 исковых заявлений, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 9 должностных лиц, направлено в следственные органы 2 материала, по результатам рассмотрения которых возбуждено 2 уголовных дела (в отношении директора Муниципального предприятия по вопросам похоронного дела Краснова И.В. по ч.3 ст.159 УКРФ, главы Красюковского поселения Обухова М.Н. по ч.2 ст.286 УК РФ).
В истекшем периоде прокуратурой района поддержано государственное обвинение по 3 уголовным делам коррупционной направленности:
1. В отношении заместителя Главы Персиановского сельского поселения Октябрьского района Бутченко И.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, который заведомо зная об отсутствии у его близкого знакомого Миронова С.В, права на получение муниципального жилья, подготовил договор социального найма жилого помещения о предоставлении в бессрочное владение и пользование жилого помещения, а в дальнейшем и документы на приватизацию данного жилого помещения, чем причинил ущерб Октябрьскому району на сумму более 70 тысяч рублей. Приговором районного суда Бутченко И.В. признан виновным в инкриминируемом деянии и осужден по ч.1 ст.286 УК РФ к штрафу в размере 40 000 рублей.
2. Так же поддержано государственное обвинение по двум уголовным делам в отношении начальников отделений почтовой связи Суворовой И.А. и Дроган А.Н.. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.160 УК РФ.
Приговором Октябрьского районного суда данные лица признаны виновными в присвоении денежных средств, принятых от населения за оплату коммунальных платежей, и осуждены к 3 и 2 годам лишения свободы, условно с испытательным сроком.
Завершая свое выступление, обращаю Ваше внимание, что в прокуратуре района ежедневно ведется прием граждан, работает «телефон доверия» (т. 2-39-50) куда можно обращаться, в том числе и с сообщениями о фактах коррупции.
|